Вторник, 23.01.2018, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОРегистрацияВход
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
ИНФОРМАЦИЯ
ОЦЕНКА
Главная » 2011 » Май » 28 » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖКХ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
15:57
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖКХ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Как уже было отмечено выше, в основе отношений между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг (продавцом - энергоснабжающей организацией) должен лежать договор (ст. 420 ГК РФ, п. 2.1 Правил предоставления коммунальных услуг).

С учетом соответствующих положений п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 420, ст. 674 ГК РФ договор найма (в государственном и муниципальном жилищном фонде - социального найма), а для собственников соот-ветствующего жилого помещения в многоквартирном доме – договор обслуживания (технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг) должен заключаться в простой письменной форме.

В отношениях потребителя (абонента) с энергоснабжающей организацией договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ).

Основные условия договора найма (обслуживания) определены в п. 2.2 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом обязанность по подготовке проекта и заключению этого договора согласно п. 5.2.1 тех же Правил возложена на исполнителя.

При оценке условий договора необходимо руководствоваться ст. 422 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой условия договора, ущемляющие права потребителей по сравне-нию с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В этой связи при выявлении подобных условий (которые могут определять состав административ-ного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ) следует исходить из того, что согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, пре-дусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

Кроме того, исполнитель не вправе обусловливать приобретение одних работ (услуг) обязатель-ным приобретением иных и без согласия потребителя выполнять дополнительные работы (услуги) за плату (п. п. 2, 3 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей").

То обстоятельство, что в большинстве случаев отношения потребителей жилищно-коммунальных услуг с соответствующими исполнителями не оформлены надлежащим образом, не должно служить основанием для признания отсутствия между ними договора как такового, поскольку между названными сторонами в любом случае (прежде всего – в силу закона) существуют договорные отношения, основанные среди прочего на фактической поставке гражданам соответствующих энергоресурсов, вне зависи-мости от наличия или отсутствия заключенного в установленном порядке (с соблюдением простой письменной формы) договора найма (социального найма) жилого помещения или договора на его обслуживание.

При оценке договорных отношений, фактически сложившихся в сфере ЖКХ, особое внимание сле-дует уделять рассмотрению обстоятельств отключения граждан-потребителей от источников электроэнергии, тепла, воды и т.д. Подобные действия на практике, как правило, осуществляются либо в качестве соответ-ствующей "меры воздействия" на недобросовестных плательщиков жилищно-коммунальных услуг или яв-ляются следствием неоплаты ресурсоснабжающим организациям оказанных ими коммунальных услуг организациями-исполнителями, обеспечивающими предоставление этих услуг гражданам-потребителям и яв-ляющимися по отношению к ним обязанной стороной.

При рассмотрении подобных фактов, зачастую сопровождающихся значительным числом жалоб граждан, необходимо исходить из нижеследующего:
1. В настоящее время прекращение или ограничение подачи какого-либо вида энергии гражда-нам, не оплачивающим ее своевременно, в качестве меры гражданско-правовой ответственности потребите-лей не предусмотрено ни одним из действующих законодательных актов - ни ст. 547 ГК РФ, закрепляющей общие основания ответственности по договору энергоснабжения (в отношениях абонентов с энергоснаб-жающими организациями), ни ст. 15 (5) Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", определяющей формы и степень ответственности
граждан за оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме того, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы че-ловека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и (согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации) только в той мере, в какой это необходимо для целей, прямо опре-деленных указанной статьей Основного закона Российской Федерации, следует иметь в виду, что положения п. 5.1.3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 26.09.94 N 1099 (т.е. до введения в действие нового ГК РФ), допускающие возмож-ность прекращения предоставления коммунальных услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев, не должны подлежать применению в силу п. 5 ст. 3 ГК РФ.

2. Исходя из соответствующих положений ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ), п. п. 1.1 - 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг обеспечение потребителей жилищно-коммунальных услуг надлежащим теплоснабжением, электроснабжением, холодным и горячим водоснабжением является для исполнителя обязательным.

При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. п. 1.5, 4.1 Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энер-го-, тепло- и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязатель-ным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

3. В контексте соответствующих положений п. 3 ст. 541, п. п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ и п. 1.4 Правил предоставления коммунальных услуг единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам указанных энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неот-ложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий. При этом любой исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан:

во-первых - в соответствии с п. п. 5.2.4 и 5.2.6 Правил предоставления коммунальных услуг принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания (обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03 N 170, и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия");

во-вторых - согласно соответствующим положениям Постановления Правительства РФ от 05.01.98 N 1 - обеспечивать по соглашению с энергоснабжающей организацией гражданам-потребителям, своевременно оплачивающим использованные энергетические ресурсы, подачу этих ресурсов в необходимых для них объемах.

Единственным основанием, освобождающим в этой связи исполнителя от соответствующей гражданско-правовой и административной ответственности за нарушение качества предоставления комму-нальных услуг, согласно п. 6.6 Правил предоставления коммунальных услуг может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы.

Другим распространенным нарушением прав потребителей является принудительное взыскание с граждан пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг, в основе которого, как правило, лежат соответствующие положения п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг.
В этой связи при определении состава соответствующего правонарушения в действиях исполнителя жилищно-коммунальных услуг или энергоснабжающей организации необходимо исходить из следую-щего.

Неустойка (пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств согласно ст. 330 ГК РФ может быть предусмотрена только федеральным законом или договором. Поскольку закон, содержащий соответствующую императивную норму в части определения предельного размера пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг, вступил в силу лишь с 8 мая 2003 г. (см. Федеральный закон от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенство-вания системы оплаты жилья и коммунальных услуг"), вопрос правомерности ее взыскания находится в пря-мой зависимости от того, содержится ли условие о ее взимании в договоре найма (социального найма) или обслуживания (технического обслуживания) жилого помещения, заключенном между потребителем и исполнителем, или в договоре энергоснабжения.

Отсутствие такого договора, свидетельствующее о несоблюдении письменной формы соглашения о неустойке, позволяет сделать вывод о навязывании потребителям условий, ущемляющих их права по срав-нению с правилами, установленными ст. 330, 331 ГК РФ, что является нарушением ст. 16 Закона РФ "О за-щите прав потребителей" и п. 21 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.04 N 392, в соответствии с которым "пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и заключенными договорами".

Кроме того, автономное правоприменение п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг (безотносительно к иным соответствующим нормам действующего законодательства по данному вопро-су), явно ущемляющее права потребителей, не должно допускаться по следующим основаниям (в дополнение к вышеизложенному).

Во-первых, названный пункт Правил устанавливает только размер пени и возможность ее начисления, и лишь в случае соблюдения требований п. п. 2.1 и 2.2 тех же Правил (в контексте с которыми он и должен рассматриваться), т.е. при наличии соответствующего письменного договора (как того требует ГК РФ), возникают правовые основания для ее применения в качестве меры ответственности (п. 5.1.1 Правил предоставления коммунальных услуг).

Во-вторых, правоприменение п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг, как и самого По-становления Правительства РФ от 26.09.94 N 1099, в целом возможно лишь с учетом соответствующих положений п. 5 ст. 3 ГК РФ.

В-третьих, расширительное (вольное) толкование п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг, на практике приводящее к начислению и взиманию пени в размере 1% за просрочку оплаты жилищных и коммунальных услуг, отношения по предоставлению которых данными Правилами не регулируются в принципе (газоснабжение, вывоз отходов, лифт, содержание и ремонт жилья и др.), вообще не имеет под собой какого-либо правового обоснования.

В-четвертых, сам размер указанной пени (1%) не соответствует максимально допустимой ее величине, установленной частью 2 ст. 15 (5) Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой "размер пени при задержке гражданами оплаты жилья и коммунальных услуг не должен превышать одну трех-сотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно".
Просмотров: 1276 | Добавил: KONSULTANT | Теги: жкх | Рейтинг: 0.0/0
АДМИНИСТРАЦИЯ
Форма входа
!!!БЕСПЛАТНО!!!
НАШИ ПАРТНЕРЫ
  • ОКАЗАНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛУГ
  • НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА
  • ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖКХ
  • Календарь
    «  Май 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    протечка,протечка с кровли,протечка горячей воды,заливает спб, протечки кровли в петербурге, заливаетспб, zalivaet spb, протечки, протечки санкт-петербург, юрист по протечкам, алимов И.В., затопили соседи, жкх спб, протечки крыши спб,арбитраж,ведение дел в арбитраже,Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области,Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,арбитражный спор(Все права защищены) © 2018
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика