Вторник, 23.01.2018, 09:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОРегистрацияВход
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
ИНФОРМАЦИЯ
ОЦЕНКА
Главная » 2011 » Май » 28 » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖКХ. ВИДЫ,УСЛОВИЯ,РАСЧЕТ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
15:56
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖКХ. ВИДЫ,УСЛОВИЯ,РАСЧЕТ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Учитывая, что большое число обращений граждан так или иначе связано с вопросами оплаты жилья и коммунальных услуг, их практическое разрешение должно базироваться на следующих законодательно закрепленных основополагающих правовых нормах.

Согласно части 2 ст. 15 Закона РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной полити-ки" (в ред. Федеральных законов от 12.01.96 N 9-ФЗ, от 21.04.97 N 68-ФЗ, от 10.02.99 N 29-ФЗ, от 17.06.99 N 113-ФЗ, от 08.07.99 N 152-ФЗ, от 24.12.02 N 179-ФЗ, от 06.05.03 N 52-ФЗ) оплата жилья (включающая внесение платы за содержание жилья и его ремонт) и коммунальных услуг, а также последствия неосуществления указанной оплаты и неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных нормативными право-выми актами правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях в зависимости от оснований пользования этими помещениями регулируются соответственно гражданским законодательством, жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации (исходя из положений п. 1 ст. 3 ГК РФ), т.е. посредством соответствующего законотворчества органов, представляющих и осуществляющих в Российской Федерации (согласно статье 11 Конституции Российской Федерации) государственную власть.

Органы местного самоуправления (а также органы государственной власти городов федерального значе-ния Москвы и Санкт-Петербурга) в силу полномочий, указанных в части 7 ст. 15 того же Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", устанавливают в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание и ремонт жилья (для нанимателей жилья в соответствующем муниципальном и государственном жилищном фонде - также и цены за на-ем жилого помещения), тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях (за исключением тех из них, регулирование которых производится согласно Федеральным законам "Об электроэнергетике", "О госу-дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации" и "О естественных монополиях"), а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Пересмотр или изменение названных цен может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год и толь-ко на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов определены Постановлением Правительства РФ от 17.02.04 N 89 в так называемых Основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, п. 12 которых не допускает среди прочего включение в эти цены и та-рифы необоснованных расходов.

Согласно части 4 статьи 15 (2) Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы госу-дарственной власти и местного самоуправления по запросам нанимателей жилых помещений по договору социального найма и собственников жилых помещений в отношении регулируемых цен и тарифов на услуги ЖКХ обязаны предоставлять информацию о полном составе затрат, относимых соответствующими организациями, предоставляющими эти услуги, на их себестоимость.

Особо следует отметить тот факт, что с введением в действие Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилполитики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования систе-мы оплаты жилья и коммунальных услуг" является противоправным взимание с граждан платы за капитальный ремонт жилищного фонда, ранее введенной Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 N 887, поскольку данный законодательный акт фактически исключил указанный платеж из общего состава (структуры) платежей за услуги жилищно-коммунального назначения, установив, что "порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом".

В целом, в настоящее время, согласно п. 3 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объедине-ния собственников, включает внесение платы:

а) за содержание жилья, которое состоит из:
-содержания общего имущества жилого дома, в т.ч. подвала, чердака, подъезда и крыши;
-технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в т.ч. лифтов и при-боров учета, а также технических помещений жилого дома;
-вывоза бытовых отходов;
-содержания придомовой территории (при этом примерный перечень услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, утверждается Министерством промышленно-сти и энергетики Российской Федерации);

б) за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой терри-тории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (согласно приложению к Правилам);

в) за наем жилого помещения - для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

Указанные граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), относящихся к категории ветхих и аварийных, оплачивают только содержание жилья и наем жилого помещения.

Органы местного самоуправления на основе перечней, указанных в настоящем пункте, с учетом со-стояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социаль-но-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по его ремонту.

Размер платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 13 Правил оплаты гражданами жилья и комму-нальных услуг должен определяться как произведение соответствующих тарифов на эти услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета.

При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством РФ.

При этом согласно п. 6 тех же Правил "оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в т.ч. снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в т.ч. приобретения и доставки твер-дого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов".

При оценке фактически установленного порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг гражда-нами следует иметь в виду, что он должен соответствовать общим принципам, заложенным в статье 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" и статье 15 (2) Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", и не ущемлять права потребителей в отношении выбора формы соответствующей оплаты.

В этой связи особое внимание следует уделить соблюдению исполнителями жилищно-коммунальных услуг положений п. 19 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, согласно которому "если иное не установлено договорами социального найма, договорами найма и договорами с управляющими и иными организациями, имеющими перед гражданами обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг, граждане вправе по своему выбору:

а) оплачивать жилье и коммунальные услуги наличными денежными средствами или в безналичной форме со счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;

б) поручать другим лицам вносить плату вместо них любыми способами, не противоречащими дого-ворам, указанным в настоящем пункте;

в) вносить плату за жилье и коммунальные услуги частями за прошедший месяц до окончания установленного срока ее внесения;

г) осуществлять предварительную оплату жилья и коммунальных услуг в счет будущих месяцев".

Условия отсрочки или рассрочки оплаты жилья и коммунальных услуг (в т.ч. погашение задолженности) согласовываются гражданами с соответствующими исполнителями, имеющими перед ними договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг.

Актуальность работы, направленной на выявление условий, ущемляющих права потребителей при оплате жилищно-коммунальных услуг, во многом связана с той практикой, которая сложилась в связи с повсеместным созданием так называемых расчетно-кассовых центров по сбору и обработке коммунальных платежей, организационно-правовым основанием учреждения которых явилось Постановление Правительства РФ от 02.08.99 N 887, утратившее силу согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.07.04 N 392.

Учитывая, что порядок расчетов, т.е. условия и форма оплаты услуг (в т.ч. в наличном или безналичном порядке), согласно ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. п. 2.2, 2.6 Правил предоставления коммунальных услуг должны определяться по соглашению между потребителем и исполнителем и отражаться все в том же письменном договоре, положения п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887, установившего, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги может производиться не только собственником домовладения, но и уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры, должны были реализовываться на практике не только с соблюдением вышеназванных норм потребительского законодательства, но и с учетом норм обязательственного права ГК РФ.

В этой связи являются недопустимыми действия отдельных муниципалитетов, связанные с принудительным возложением на потребителей (проживающих, прежде всего, в муниципальном жилищном фонде) обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг исключительно в расчетно-кассовых центрах и отказом принимать и учитывать платежи, осуществленные иными способами (через банки, почтовым переводом и др.).

Особо следует выделить факты, связанные с организацией работы по взысканию с населения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, осуществляемой расчетно-кассовыми центрами по пору-чению соответствующих МУП "ЖКХ", ДЕЗов и иных организаций – исполнителей жилищно-коммунальных услуг.

Как правило, такая работа, основанная на договоре поручения или какой-либо иной форме соглашения, на практике явно ущемляет права потребителей, так как приводит к принудительному возложению на них обязанностей по отношению к субъекту, который не является и не может являться (без соблюдения необхо-димых формальных требований законодательства) по отношению к ним надлежащим кредитором.

Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ какие-либо обязательства в рамках гражданско-правовых отношений могут возникнуть лишь из договора, вследствие причинения вреда или из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Например, в отношениях, основанных на договоре найма (социального найма) жилого помещения, обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-нанимателей по отношению к наймодателю (исполнителю), как уже отмечалось выше, вытекает из соответствующих положений п. 3 ст. 682 ГК РФ. Право же наймодателя, как соответствующего кредитора, требовать от нанимателей-должников надлежащего исполнения этого обязательства закреплено в п. 1 ст. 307 ГК РФ.

Переход прав кредитора к другому лицу должен и может осуществляться лишь в порядке, установленном _ 1 главы 24 ГК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее креди-тору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Поскольку перечень законных оснований, изложенных в ст. 387 ГК РФ, к рассматриваемым отношениям не применим в принципе, уступка требования, связанная с передачей соответствующих прав, принадлежащих первоначальному кредитору (наймодателю), новому лицу (расчетно-кассовому центру), исходя из специфики и постоянного, длящегося характера правоотношений между наймодателем и нанимателями жилья по договору найма или социального найма (безотносительно к тому, заключен ли этот договор в письмен-ной форме или нет) возможна только в том случае, если на то будет согласие должника (п. 2 ст. 388 ГК РФ).

Основным аргументом в пользу подобного утверждения должно служить то обстоятельство, что личность кредитора, т.е. соответствующего наймодателя-исполнителя, для каждого потребителя - нанимателя жилого помещения имеет существенное значение, чему есть очевидное правовое обоснование.
Во-первых, обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг жителям, проживающим в соответствующем муниципальном жилищном фонде, возложена п. 2 ст. 676 ГК РФ исключительно на наймодателя.

Во-вторых, именно наймодатель в лице той или иной организации или муниципального унитарного пред-приятия является исполнителем этих услуг по Закону РФ "О защите прав потребителей" и следовательно субъектом соответствующей ответственности, предусмотренной потребительским законодательством, а не расчетно-кассовый центр, с которым у граждан, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, вообще от-сутствуют какие-либо договорные отношения, порождающие взаимные права и обязанности.

Согласно части 4 статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ) установление основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодных федеральных стандартов
оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждение правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандартов качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методик перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании ус-луг в объеме меньше установленного и (или) ненадлежащего качества является исключительной компетенцией Правительства РФ. Об этом же говорит и п. 17 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.04 N 392.

В этой связи Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Прави-тельства РФ от 26.09.94 N 1099, п. п. 1.6, 2.7 которых допускают соответствующее нормотворчество в вопросах определения порядка оформления отклонений коммунальных услуг от установленных нормативных показателей и т.д., в т.ч. и со стороны органов местного самоуправления, должны и могут применяться лишь постольку, поскольку они не противоречат положениям вышеуказанного законодательного акта.

При обеспечении защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг следует особое внимание также обращать на надлежащее правоприменение ст. 15 (5) Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в части недопущения и (или) признания противоправными действий, направленных на выселе-ние граждан из жилых помещений, занимаемых ими по договору социального найма.

Оценивая каждый такой случай, необходимо исходить из того, что единственным основанием для подобных действий может служить доказанный судом факт неосуществления нанимателем в течение шести месяцев оплаты жилья, которая согласно части 1 ст. 15 того же Закона включает в себя внесение платы за содержание жилья, платы за ремонт жилья и платы за наем жилого помещения (для нанимателей). В этой связи приме-нение названной меры гражданско-правовой ответственности по отношению к гражданам, не оплачивающим коммунальные услуги, не относящиеся к оплате жилья, является противозаконным.
Просмотров: 2001 | Добавил: KONSULTANT | Теги: жкх | Рейтинг: 1.0/1
АДМИНИСТРАЦИЯ
Форма входа
!!!БЕСПЛАТНО!!!
НАШИ ПАРТНЕРЫ
  • ОКАЗАНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛУГ
  • НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА
  • ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖКХ
  • Календарь
    «  Май 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    протечка,протечка с кровли,протечка горячей воды,заливает спб, протечки кровли в петербурге, заливаетспб, zalivaet spb, протечки, протечки санкт-петербург, юрист по протечкам, алимов И.В., затопили соседи, жкх спб, протечки крыши спб,арбитраж,ведение дел в арбитраже,Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области,Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,арбитражный спор(Все права защищены) © 2018
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика